Как победить пиратство (часть 1)

Как победить пиратство (часть 1)

Предисловие

Этим постом я рискую нахватать минусов от представителей обоих лагерей — воинствующих поборников копирайта и не менее воинствующих сторонников свободного распространения объектов авторского права. ;-) Однако, я как раз наоборот хотел бы не раздувать огонь флейма, а, по возможности, отстраненно и объективно рассмотреть суть всей проблемы пиратства и в итоге дать заключение, как с пиратством следует бороться и как его можно победить. Речь идет обо всех видах интеллектуальной собственности, но для простоты я буду приводить в примерах (хотя их немного — статья больше теоретическая) только кинопродукцию. С музыкой, книжками, софтом и т.п. все обстоит примерно также с рядом поправок.

В целом же, сиим постом я ни на что особенное не претендую, а просто хочу четко сформулировать и формализовать личную позицию по данному вопросу, чтобы можно было при случае не вступать в дискуссии, а просто давать ссылку. :-) Новой информации в нем тоже никакой нет — все это уже высказывалось в разных статьях, постах, комментах (в т.ч. моих собственных), однако, надеюсь, все это будет любопытно прочитать кому-нибудь кроме меня.

И на всякий случай — речь идет исключительно о нашей стране и постсоветском пространстве (в силу схожей с нами морали). Хотя все выводы будут действовать и в Европе, и в иных странах, которые не США. ;-)

Пост разделен на две части, чтобы не насиловать сознание читающих большим количеством букв. :-)

Тезис нулевой — нельзя объять необъятное

Перво наперво следует уяснить простую аксиому (которая, тем не менее, не для всех очевидна): полностью на все 100% победить пиратство не получится никогда при всем желании. Всегда будут «идейные» пираты, всегда буду хакеры/исследователи крутящиеся в этой сфере из удовольствия и интереса, всегда будет маргинальный слой потребителей, которые все равно станут искать халявный DVDrip, даже если прямо рядом лежит точно такой же, но за рубль, и так далее. Полностью побороть это нереально — как нереально было сделать это в других сферах жизни — начиная с контрафактного алкоголя и кончая поездками в общественном транспорте зайцем.

Поэтому задача борьбы с пиратством состоит не в том, чтобы оно на 100% исчезло и не появлялось ни в каких формах, а чтобы по максимуму отделить его от массового рынка. Пираты и «сочувствующие» должны находиться и крутиться в своей замкнутой среде (которая не то чтобы недоступна всем остальным, а просто им не нужна и не интересна), а массовый пользователь и потребитель должен покупать и пользоваться легальной продукцией. И если полностью истребить пиратство, повторяю, не реально, то эта задача — вполне решаема.

Тезис первый — психологический

Собственно, с него все основное и начинается. Те, кто заявляет, что «пиратство — это воровство» и пытаются убедить в этом других совершенно не понимают, что подобное суждение (как, в общем-то, и подавляющее большинство прочих — это вам не точные науки!) — не абсолютно, а зависит от мировоззрения и морали конкретного человека и общества в целом. От морали же зависят законы государства и отношение к ним людей — несоответствующие общественной морали законы все равно по факту не будут выполняться (вообще, соотношение понятий морали и права изучают на первом курсе юрфака).

Возвращаясь к конкретике, мы можем с определенностью назвать пиратство не воровством, а лишением правообладателей потенциально возможного дохода от использования объекта авторского права. А в отношении к этому самому «лишению» и проявляются мировоззренческие отличия. Современная кино-, аудио- и прочая индустрия, связанная с интеллектуальной собственностью, большей частью создана, принадлежит, формируется, направляется и зависит от компаний и людей из США. Мораль и взгляды жителей Америки очень сильно отличаются как от Российских или азиатских, так и от взглядов континентальной Европы. Не вдаваясь в исторические и социально-психологические причины, просто скажу как факт: психология американского общества основана на примате личного интереса и личного успеха, большей частью выражающегося в виде материального обогащения. Это не хорошо и не плохо — это просто так есть и исходя из этого следует оценивать поведение американцев, их деятельность и т.п. — поможет лучше их понимать. На практике это выражается в том, что с одной стороны любые действия приводящие к личному успеху и обогащению для большинства американцев вполне моральны — лишь бы был результат (это, кстати, очень хорошо прослеживается в массовой культуре — тех же фильмах), а с другой — что действия, которые мешают кому-либо реализовать его «стремление к счастью» ( (с) Декларация независимости США ) (т.е. материальной выгоде), — недопустимы и аморальны. В этом и состоит соль проблемы: американцы действительно воспринимают лишение кого-то возможности (даже не реальной, а потенциальной!) получить некий доход — как фактическое воровство. Подобные действия претят их общественному мировоззрению, общественным понятиям о морали и так далее.

Для континентальной Европы, России и Азии эти взгляды — совершенно чужды и подавляющее большинство общества их не разделяет. В этом плане мы и европейцы намного более реалистичны (украсть можно только что-то конкретное и это будет означать изъятие этого объекта у владельца, а не копирование) и органически более склонны к пиратству. К тому же сама культура (а именно к ней обычно и относятся объекты интеллектуальной собственности) в европейской и отечественной традиции — это нечто общественное, что принадлежит всему социуму, а не кому-то конкретному, что уже дает своеобразное «добро» на копирование и тиражирования объектов этой самой культуры.

В нашей же стране все еще «печальнее»: в советский период в принципе пропагандировалась идея «искусства для народа» — люди (наши с вами родители) изначально воспитаны на том, что все объекты культуры существуют и создаются для них, уже ими по сути оплачены, а значит думать о каких-то там правах — не имеет никакого смысла. Это, кстати, отлично подтверждается практикой: я не встречал еще ни одного человека старшего поколения, который бы переживал насчет покупки нелицензионных DVD или установки пиратской Windows. Большинство из них даже не понимают самого термина «лицензионный»: о чем вообще идет речь? Вот диск, на нем фильм — какие проблемы? Попытки объяснить им суть прав на объекты интеллектуальной собственности воспринимаются иронично и скептично. Особенно интересно это в случае людей с высшим юридическим образованием: они прекрасно знают, о чем в принципе идет речь, но для себя не считают использование пиратской продукции чем-то плохим и неправильным. Что характерно, большинство при этом прекрасно осознает необходимость того же лицензионного софта в организациях и предприятиях, но для личного использования — ни в коем разе! :-) И, опять же, благодаря всему вышесказанному, они положительно (или хотя бы нейтрально) оценивают деятельность пиратов пиратящих те же DVD-диски — дескать, что в этом такого? — продают, ну и замечательно…

Это повествование можно было бы растянуть еще надолго — с примерами из стран Европы и так далее, — но важна суть: на уровне морали и общественного мировоззрения пиратство вполне допустимо для подавляющего большинства жителей континентальной Европы, России и Азии. Все «напряги» на эту тему исходят «из-за океана», а нас касаются большей частью только благодаря процессу глобализации, который (несмотря на мое крайне позитивное отношение к самой сути этого явления) чуть менее, чем полностью состоит в навязывании всему миру чуждой ему идеологии США. Не надо видеть в этом каких-либо националистических мотивов — это аксиома известная всем политологам, социологам и так далее. Как, кстати, и все что выше я написал про моральные аспекты. Важно то, что люди в разных частях мира — действительно разные. И невозможно по щелчку пальцев заставить всех их думать иначе, чем они думают сейчас. Более того, как показывает опыт Европы (которая под давлением США находится уже черт знает сколько времени) — это невозможно даже за десятки лет. А значит даже не стоит пытаться изменить людей и их психологию, пытаться доказать им всем, что они думают и чувствуют «неправильно», затевать холивары на Хабре и так далее. :-) Надо исходить из того, что есть в реальности и соответствующим образом строить свою деятельность.

(источник — http://habrahabr.ru/blogs/patent/80277/ )