История успеха: Google

История успеха: Google
История успеха: Google

«Я тут нагуглил» — такую фразу все чаще можно услышать среди российских интернет-пользователей. Компания Google и одноименный поисковик постоянно «на слуху» — новые сервисы, новые идеи, новые возможности. Как и множество ИТ-компаний, Google начинался с научного проекта в университете, который за несколько лет вырос в мегакорпорацию с многомиллиардным оборотом.

История компании Google начинается в 1995 году, когда в Стэндфордском университете встретились два студента — Сергей Брин (Sergey Brin) и Лэрри Пейдж (Larry Page). Оба молодых человека изучали информатику. Особенно их занимала проблема эффективного поиска информации в больших массивах данных. Решая эту задачу, будущие основатели Google в 1996 году начали разработку поискового сервера BackRub, который анализировал так называемые обратные ссылки (back links), указывающие на ту или иную веб-страницу с других ресурсов интернета. Для его создания Брин и Пейдж объединили между собой несколько обычных университетских компьютеров. Постепенно система набирала популярность, и слухи о ней стали распространяться за пределами вуза.

Друзья понимали, что для дальнейшего развития BackRub им потребуется финансирование, поэтому принялись искать инвесторов. Поначалу с деньгами им помог основатель Yahoo! Дэвид Фило (David Filo), а уже к 1998 году молодые люди собрали около 1 млн. долларов инвестиций и зарегистрировали компанию Google Inc, первый офис которой был открыт 7 сентября 1998 года.

Кстати название компании происходит от слова googol (гугол), что означает число десять в сотой степени, то есть единица со ста нулями. Таким образом, создатели Google выразили свою главную цель — сделать доступным для поиска весь массив данных, находящихся во всемирной паутине.

С открытием собственного офиса, который располагался в помещении автомойки, начал расти и штат Google. Третьим работником фирмы стал Крейг Сильверстоун (Craig Silverstein), являющийся сегодня директором технологий Google.

В это время поисковик Google постепенно набирает обороты, обрабатывая порядка 10 тыс. запросов в день. Причем релевантность его поиска была на достаточно высоком уровне для того, чтобы Google заметили средства массовой информации. Такие издания как USA Today, Le Monde, PC Magazine начали популяризацию поисковика, размещая на своих страницах лестные отзывы о его работе. Постепенно о Google узнает все больше и больше людей.

В 1999 году компания переезжает в новый полноценный офис в городе Пало-Альто (Калифорния). К тому времени в Google работали уже 8 сотрудников, а количество поисковых запросов возросло до 500 тыс. в день. У Google появился первый коммерческий партнер — компания Red Hat, которая договорилась об установке на часть серверов поисковика операционной системы с открытым исходным кодом Linux.

Вскоре Google получает инвестиции в размере 25 млн. долларов от двух крупнейших венчурных компаний Силиконовой долины — Sequoia Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers, представители которых в последствии вошли в совет директоров компании-разработчика поисковой системы. Поправив свое финансовое положение, Google стал набирать на работу известных ИТ-специалистов, настоящих мастеров своего дела, среди которых были, например, Омид Кордестани (Omid Kordestani) из Netscape и Урс Хельцле (Urs Helzle) из UC Santa Barbara.

Штат компании увеличился, и Google снова решается на переезд. На этот раз офис поисковика обосновался в Маунтин-Вью (Калифорния). Сотрудники назвали офис Googleplex. Он и теперь является штаб-квартирой компании.

Достигнув отметки 3 млн. запросов в сутки, Google лишается приставки Beta и 21 сентября 1999 года становится полноценной поисковой системой. Компания уже не испытывает дефицита в клиентах — они сами выходят на связь. Google заметили не только в США, но и по всему миру. Новый поисковый сервис просто взрывает информационное пространство — о нем пишут все газеты, а авторитетный журнал Time включает его в список десяти лучших кибертехнологий в 1999  году.

Постепенно поисковой сервис начинает расширяться. В компании уделяют большое внимание дополнительным функциям и сервисам поисковика. Google обзаводится многоязычным поиском и каталогом сайтов.

Старания разработчиков поисковика не проходят даром — Google вновь становится обладателем различных премий и наград. А в июне 2000 года он признан самым большим в мире поисковым сервером, проиндексировав к этому времени миллиард страниц.

На фоне положительного роста показателей компания Google начинает совместное сотрудничество с Yahoo!. Вскоре поисковую систему добавляют на свои страницы крупнейший китайский портал NetEase и японский ресурс NEC BIGLOBE.

Следующим шагом Google на пути освоения мирового интернет-рынка стало создание системы контекстной рекламы AdWords, которая работала на базе поисковика. Таким образом, компания решила привлечь участников малого бизнеса, для которых поисковая реклама является одним из эффективных и при этом недорогих средств маркетинговой коммуникации.

К концу 2000 года Google обрабатывал уже более 100 млн. запросов в день. Такими же темпами росли и доходы компании. К началу четвертого квартала 2001 года Google объявил о самоокупаемости. Теперь основатели Google могли уделить время информационной поддержке науке. Компания Google предлагала бесплатные услуги поиска школам, университетам и другим образовательным учреждениям во всем мире.

В тоже время, Google продолжал изучать глубины интернета и доставать на поверхность уникальные данные. Так, например, компания занималась трудоемким преобразованием крупнейшего в интернете архива Usenet в поисковый формат. Google сумел проиндексировать более 500 млн. сообщений, оставленных за несколько лет на досках Usenet. Кроме того, благодаря увеличению аудитории поисковика во всем мире компания по сохраненным запросам составила так называемый Дух Времени Google (Google Zeitgeist) — своеобразный снимок желаний человечества, отражающий изменение пользовательских интересов.

Стоит отметить, что 2000-е годы для Google стали своеобразным трамплином для завоевания мирового онлайн-пространства. Компания активно заключает соглашения с интернет-компаниями по всему миру, тем самым, расширяя аудиторию своего поисковика и сопутствующих сервисов. Корея, Латинская Америка, Япония, Германия — это лишь малая часть стран, которые были включены в географию Google. Некоторые радикально настроенные интернет-пользователи стали называть Google за ее глобалистские интересы второй «империей зла» после Microsoft.

Google с успехом завоевывает поклонников и фанатов во всем мире. Но справедливости ради отметим, что народная любовь была вполне заслуженной. Ведь Google действительно делает поиск в сети удобным и интересным. Например, он учится индексировать новые типы файлов, в том числе графические изображения. А в 2002 году Google c помощью специального поисковика Google Search Appliance дает возможность сотрудникам предприятий и организации осуществлять поиск по внутренним корпоративным ресурсам. В этом же году открывается Google Labs — раздел на сайте поисковика, который представлял все новинки и бета-версии разрабатываемых сервисов. Тогда же Google запускает бета-версию службы новостей. В мае 2002 года ведущий поставщик услуг интернета в США America Online выбрал Google в качестве поисковой и рекламной системы для более чем 34 млн. своих пользователей и десятков млн. других посетителей системы AOL.

В 2003 году Google приобрел компанию Pyra Labs и ее сетевой сервис Blogger — крупнейший ресурс интернет-дневников, добавив в свой актив и поиск по блогам. В этом же году Google предлагает на суд пользователей программу Google AdSense, которая предлагает владельцам веб-сайтов любого размера простой метод получения дохода с помощью размещения точно ориентированных объявлений рядом с их содержанием.

В 2004 году Google становится брендом года, а его поисковой индекс увеличивается до 4,28 млрд. страниц в сутки (а в общей сложности уже более 6 млрд. элементов, включая вышеупомянутые 4,28 млрд. веб-страниц, 880 млн. картинок, 845 млн. сообщений Usenet и страницы с книжной информацией). Также в это время Google запускает почтовый сервис Gmail, предлагающий бесплатный почтовый ящик с объемом 1 Гб. В этом же году Google покупает компанию Picasa Inc., тем самым, приобретая сервис хранения и обмена фотографиями. В 2004 году компания Google объявила о покупке компании Keyhole Corp., занимающейся разработкой цифровых и спутниковых карт. Это было начало разработки популярнейшего сегодня сервиса Google Maps. В 2005 году в сервисе Google Local впервые появились Карты Google — система динамических интерактивных карт, используемая пользователями в Северной Америке для поиска информации о местоположении, перемещения по картам, быстрого и простого поиска нужного маршрута.

В ноябре 2006 года Google покупает крупнейший видеосервис YouTube за 1,65 млрд. долларов. Это до сих пор считается самым крупным приобретением компании.

В 2008 году Google выпускает веб-браузер Chrome, который считается одним из самых быстрых среди подобных программ. На очереди — собственная операционная система Chrome OS. А это уже реальная угроза для благополучия компании Microsoft, которую уже после выхода ОС для мобильных устройств Android всерьез насторожили перспективы конкуренции с Google.

Одним словом, за десятилетнюю историю Google занял лидирующие позиции на глобальном поисковом рынке, обзавелся множеством полезных и приносящих прибыль сервисов и с уверенностью смотрит в будущее. По данным за 2008 года выручка компании составила 21,8 млрд. долларов, чистая прибыль 4,2 млрд. долларов, а капитализация компании достигает рекордных 140,8 млрд. долларов. Имея такую финансовую мощь, Google может осуществить множество интересных и, конечно же, прибыльных идей, а точнее — десять в сотой степени.

http://subscribe.ru/digest/inet/inet/n128945431.html