Е.Гильбо. Из рассылки. Нострадамус

Как Вы объясните популярность Нострадамуса? Ведь его предсказания не сбываются, да и написана им чушь. Очевидно, тут есть что-то еще.

Как ясно всякому образованному человеку, предсказания Нострадамуса сбываются в лучшем случае в 1% случаев, что близко к статистической погрешности такого рода туманных пророчеств. Следственно, объяснить этим его успех у публики сложно.

В силу этого я задумался над истинными истоками этой популярности, длящейся всю сколь-нибудь достоверную историю Европы. Вскоре я обнаружил, что Нострадамус был ближайшим сотрудником Скалигера и занимался «возрождением» книг Сивиллы (древнеримских пророчеств). Стиль этих книг столь схож с нострадамусовыми, что позволяет предполагать скорее не подражание, но общее авторство.

Очевидно, Нострадамус обеспечивал и «астрологическое» и каббалистическое обеспечение датировок исторических событий, надыбанных Скалигеровым окружением из имеющихся источников. То есть Нострадамус датировал и сами источники.

Таким образом, Нострадамус принадлежит к группе людей, которые стоят у истоков современного европейского пиара, той идеологии, которая создала известную нам Европу и потому до сих пор не подвергается сомнению, несмотря на то, что критики уже не выдерживает.

С другой стороны, Нострадамус при жизни имел репутацию слабого астролога, который неверно исчислял таблицы и был уличен в куче ошибок. Вряд ли он мог качественно датировать источники. Скорее всего, он высасывал даты из пальца, опираясь на «интуитивные прозрения» и подгоняя под них ответ — как любой гуманитарий.

При жизни Нострадамус не пользовался никакой славой пророка. Эта слава возникла в результате долгой и профессиональной PR-кампании, которой руководил его сын. Следственно, оба (отец и сын) принадлежали к кругу профессиональных пиарщиков.

Что это был за круг? Прежде всего, совершенно очевидно, что окружение Скаллигера и было этим кругом или по крайней мере его существенной ядерной частью.

То есть существующая трактовка истории до Нострадамусова поколения, а точнее до изобретения книгопечатания, создавалась именно PR-группой, а не служителями науки. Для последующих поколений источником уже был этот PR.

Следственно, критика традиционной исторической концепции Ньютоном, Морозовым и их более поздними эпигонами есть нечто как минимум очевидное. А популярность Нострадамуса объясняется как раз успехом соответствующей пиар-кампании.

Е.Гильбо, из рассылки