Ответственность лица, управляющего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения

Внесение изменений и дополнений в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» в июле 2008 года усилило ответственность лица, управляющего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Актуальность данной темы приобрела свое начало с увеличением дорожно-транспортных происшествий на дорогах нашей страны. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, представляет повышенную общественную опасность. Почти каждое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине водителей в нетрезвом состоянии.

В настоящее время, по мнению законодателя, которое он выразил в Кодексе РК «Об административных правонарушениях», ответственность лиц, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, усилилась по сравнению с прежними нормами законодательства.

К примеру, в соседнем государстве — Российской Федерации — в соответствии с Правилами дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения. Передавать управление транспортным средством лицам в состоянии опьянения также категорически запрещено. В законодательстве же нашего государства предусмотрена ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения.

В большинстве зарубежных стран управление транспортным средством под воздействием алкоголя не запрещается, а лишь ограничивается количественным уровнем или степенью концентрации алкоголя в крови водителя. Установлено, что, начиная с содержания алкоголя в крови 1,50 г/л, нарушения моторных, сенсорных способностей идут примерно параллельно с повышением уровня алкоголя независимо от степени привыкания к алкоголю и ряда внешних и внутренних причин. Представляется, что управление транспортным средством с определенным количеством алкоголя в крови сегодня вряд ли допустимо. Однако для правильной квалификации административных проступков необходимо определение законодателем предельно допустимых концентраций алкоголя в крови для дифференциации административной ответственности. Например, уровень 0,5 г/л не предполагает больших отклонений здоровья, вполне приемлем, к тому же приборы, используемые для определения состояния опьянения, реагируют на превышение концентрации алкоголя. Достижение целей административной ответственности во многом будет зависеть от того, какие размеры штрафов и сроки лишения права управления транспортными средствами предусмотрены в законе за совершение правонарушений, дифференцированы ли эти меры в зависимости от опасности нарушения, обеспечивает ли порядок наложения наказаний неотвратимость наступления ответственности. Значение все-таки имеет не жесткость наказания, а его справедливость и неотвратимость. Попытки установления жестких мер вплоть до уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, предпринимавшиеся в советском законодательстве, результатов не дали. Размер наказания должен соответствовать опасности правонарушения, и, как уже было отмечено, угроза безопасности дорожного движения, создаваемая при управлении транспортным средством при различных степенях опьянения, неодинакова.

Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности должны быть необходимые предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности.

Анализируя опыт зарубежных стран по установлению и применению санкций за правонарушения, связанные с состоянием опьянения водителей, можно прийти к выводу, что управление транспортным средством в состоянии опьянения признается законодателем одним из наиболее общественно опасных нарушений Правил дорожного движения. Соответственно, наказания, налагаемые на виновных в его совершении, характеризуются высокой степенью жесткости.

В соответствии со статьей 467 ч. 1 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» основные виды наказаний за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, влечет лишение права на управление транспортными средствами на срок два года, в соответствии с частью второй настоящей статьи, повлекшее создание аварийной обстановки влечет лишение права на управление транспортного средства на срок три года, часть третья предусматривает наказание в виде лишения права на управление транспортным средством на срок четыре года, а за повторность совершения данного правонарушения, предусмотренного частью пятой этой же статьи, влечет наказание в виде административного ареста на срок пятнадцать суток с лишением права на управление авто на срок десять лет. Действия, предусмотренные частями первой, второй, третьей статьи 467 КоАП РК, влекут наказание в виде ареста на срок 10 суток, те же действия, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, влекут наказание в виде ареста на срок пятнадцать суток, действия, предусмотренные частями 1, 2, 3 данной статьи, лицом, не имеющим права на управление транспортным средством, влекут наказание в виде ареста на срок десять суток. Причем санкции частей ст. 467 КоАП РК не предусматривают альтернативы, что делает ее более жесткой.

Практически во всех странах лишение права на управление транспортными средствами применяется лишь дополнительно к другим видам наказания. Сроки лишения права на управление транспортными средствами также неодинаковы — от месяца до 10 и более лет. Кроме того, в Дании и Норвегии возможно пожизненное лишение права на управление транспортными средствами. Как правило, повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения в течение определенного периода времени влечет повышенную ответственность нарушителя. С точки зрения казахстанского законодателя, в идеале водитель вообще не должен садиться за руль в состоянии опьянения, а значит, большая часть населения нашей страны должна вести трезвый образ жизни, потому как в Казахстане водителей почти столько же, сколько составляет количество населения. Мы не можем совсем запретить употреблять алкогольную продукцию водителям в нашей стране. Необходимо ввести определенные нормы употребления алкоголя во время управления авто, при этом не представляющие общественной опасности и угрожающие жизни и здоровью человека. В этом вопросе необходимо обратить внимание на опыт и методику зарубежных государств, которые были приведены выше.

С нашей точки зрения, объединение законодателем алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения в одной статье является не совсем верным, так как здесь необходимо провести разграничение состояний степени опьянения, а также определить вид наказания.

Для того, чтобы провести данное разграничение, необходимо понять, что такое алкогольное, наркотическое и токсикоманическое опьянение.

Что же такое опьянение вообще? Ответом на этот вопрос является определение данного понятия в «Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения», утвержденной приказом министра здравоохранения РК от 11 июня 2003 года за № 446: «Опьянением называется состояние, возникающее вследствие острой интоксикации психоактивными веществами и характеризующееся комплексом психических, поведенческих, вегетативных и соматоневрологических расстройств. Опьянение может быть алкогольным, наркотическим и токсикоманическим».

Алкогольное опьянение не является опасным по сравнению с наркотическим, так как наркотическое опьянение более длительно (около недели, в зависимости от вида нарковещества), сохраняет свои свойства в организме человека. Практика рассмотрения административных дел, предусмотренная ст. 467 КоАП РК в судах, показывает неэффективность наказания в виде лишения права на управление транспортным средством на более длительные сроки. От этого правонарушений по указанной статье не становится меньше. Необходимо ввести новые нормы в действующее законодательство РК «Об административных правонарушениях». Почему человек, употребивший, скажем, вчера стакан пива, но сегодня управляющий машиной в трезвом состоянии, должен быть лишен права на управление транспортным средством на срок два года? Да и к тому же являющийся единственным кормильцем пятерых детей, так как авто является единственным источником доходов. Нужно четко определить допустимое количество алкоголя в организме человека в момент управления транспортным средством. И такой допустимой концентрацией алкоголя является, по мнению врачей-наркологов, 0,03 г/л. То есть человек при данной концентрации способен отвечать за свои действия во время управления ТС. Также ввести нормы, касающиеся наказания за вождение в состоянии опьянения. Как уже отмечалось выше, наказание необходимо индивидуализировать. А это зависит от ряда факторов и от каждого правонарушения в отдельности. Нельзя применять наказание в виде лишения права на управление транспортным средством в отношении всех водителей. Можно ли назвать эту одну кружку пива острой интоксикацией психоактивными веществами, характеризующейся комплексом психических, поведенческих, вегетативных и соматоневрологических расстройств?

Для ответа на данный и многие другие вопросы казахстанскому законодательству необходимо пройти путь реформирования Кодекса РК «Об административных правонарушениях» для улучшения качества рассмотрения административных дел в суде, эффективности, провести глубокий анализ некоторых норм КоАП РК, а также для профилактики правонарушений.

Жанна Есенова,

главный специалист Панфиловского районного суда Алматинской области

http://zakon.kz/143510-otvetstvennost-lica-upravljajushhego.html