Мутанты развиваются нормально

Получилось. Это подтверждают генетические тесты, которым подвергли двух американских малышей. Они и еще пара десятков детей войдут в историю как “первые генно модифицированные люди” — или “дети трех родителей” (как угодно, звучит одинаково чудовищно). Хотя вкрапление чужеродных генов совсем невелико, генетические “отпечатки” детей имеют особенности. И вероятно, новый набор будет передан ими по наследству.

Добавлять третьего ученым понадобилось во время лечения матерей, имевших проблемы с зачатием. А именно, дефекты в митохондриях — клеточных образованиях, тысячами “плавающих” вокруг ядра. Эти структуры передаются из поколения в поколение по материнской линии и содержат 13 собственных генов.

Во время процедуры донорские митохондрии были добавлены в яйцеклетки будущих матерей. И в результате, грубо говоря, родились здоровые дети — каждый от двух матерей и одного отца.

Понятно, что эксперимент Жака Коэна и Джейсона Барритта из Института репродуктивной медицины в Нью-Джерси стал очередной красной тряпкой для этически озабоченных ученых.

Бильярд заканчивается самосожжением

Среди тех 60 планет, которые астрономы открыли за последние несколько лет, большинство — гиганты в несколько раз массивней Юпитера, которые вращаются вокруг своих звезд на очень близком расстоянии. Совсем не похоже на двух гигантов Солнечной системы, которые пребывают в удаленных от Солнца холодных краях: Юпитер в пять раз дальше от светила, чем Земля, в то время как вновь открытые гиганты иногда ближе к своим звездам, чем у нас Меркурий.

Почему же крупные планеты жмутся к своим звездам? На этот вопрос попытались ответить канадские астрономы. По одной из версий, гиганты образуются в открытом космосе и постепенно, теряя энергию, “прибиваются” к какой-нибудь звезде. Однако, если бы так происходило в действительности, орбиты гигантов были бы регулярными. Но обычно они движутся по очень удлиненным и необычным траекториям.

Разгадка, возможно, в том, что планеты одной звездной системы вовлечены в “гравитационный бильярд”: в процессе одна из них выталкивается прямо на звезду, в то время как остальные приобретают нерегулярные орбиты или вообще покидают систему. К такому выводу пришли Гарик Израэлян из Астрофизического института на Канарах и его коллеги, определив, что атмосфера одной из звезд, HD82943, имеющей при себе двух гигантов, содержит литий-6 — элемент, который обычно входит в состав планет, а на поверхности звезды быстро разрушается. А значит, гиганты этой звезды сравнительно “недавно” вытолкнули какую-то небольшую планету в звездное пекло.

Почему же Юпитер и Сатурн до сих пор не избавились от небольших планет из своего окружения? Возможно, потому, что их очень мало, а процесс занимает много времени — больше, чем потребуется нашему Солнцу, чтобы перед смертью превратиться в красного гиганта.

Ковры-душегубы

Двадцать пять раз в неделю — то есть четыре раза в день по будням, три в субботу и всего два в воскресенье — мы должны бегать по квартире с мощным пылесосом в руках. Если, конечно, в доме лежат и висят ковры и им подобные.

Джон Робертс, инженер из США, утверждает: пыль из ковра — настоящий яд. Проанализировав ее состав в лаборатории, он выдал список: высокий уровень тяжелых металлов, полициклические ароматические углеводороды, пестициды и полихлорированные бифенолы. В список попадают и остатки всяких дихлофосов, которыми хозяева угощают тараканов.

Правда, если не шлепать по ковру в грязной обуви (ура здоровому русскому обычаю разуваться на пороге), уровень свинца в ковре упадет в 18 раз.

Ну а если вообще отказаться от коврового уюта, в доме станет в десять раз чище. Как, например, в домах южной Европы по сравнению с северной.

С восемью пальцами не побегаешь

Наблюдение за мышью о сорока пальцах позволило ученым сделать вывод, почему человеку и животным их нужно не больше пяти на каждую конечность.

Оказывается, если у животного появляются лишние пальцы, лапа деформируется, заметно ограничивая его в движениях. И как тогда убегать от врагов или ловить себе завтрак?

Английские ученые из Медицинского центра в Харвелле наблюдали, как мышиные лапки с десятью пальцами каждая (следствие природной мутации) согнулись в дугу, так что мышь могла передвигаться только на “локтях”. Существо с избыточными пальцами не может установить конечность в нужной плоскости. Однако если пальцев меньше, чем пять, проблем не возникает: лошади, к примеру, хорошо бегают на одном-единственном. Уменьшение количества пальцев иногда означает увеличение эволюционных преимуществ.

Кстати, деформации конечностей — на втором месте в списке натальных дефектов: они поражают каждого пятисотого ребенка.

Возможно, что не собака была первым другом древнего человека — его повсюду сопровождали верные козлы. Ученые нашли генетические подтверждения этому факту, проанализировав гены более чем 400 козлов из 44 стран Европы и Азии. Генетическая история коз отлична от истории коров и овец: высокий уровень “смешения” генов между особями с разных континентов свидетельствует, что эти животные путешествовали с человеком повсюду как “живые холодильники”, снабжая мясом и молоком.

Американская академия педиатрии предупреждает: дети не должны пить много фруктовых соков, поскольку их неумеренное потребление может вызвать диарею, боли и скопление газов в животе, а также повредить зубы. Сок не содержит достаточного количества полезных веществ (кроме витамина C), но насыщен избыточным количеством сахара. Врачи не рекомендуют давать соки детям до 6 месяцев, ограничить детей до 6 лет 170-ю мл в день, а с 7 лет и до 18 не давать детишкам больше полутора стаканов. Разумеется, это касается соков из тетрапака.

У всего населения Европы в праотцах было не больше 50 человек. К такому выводу пришли ученые из Кембриджа, применив новые методы генетического анализа.

Заправка — на ближайшей помойке

Первая в мире спортивная машина на гниющей капусте набирает ход! За 6 секунд она разгоняется до 95 км в час, а максимальная скорость агрегата — 209 км/ч.

Как показали испытания, 100 килограммов овощного мусора необходимо для 100-километрового пробега. Помимо овощей, правда, нужен еще и бензин: машина работает на двух видах топлива сразу.

Автомобиль, названный “Адвантидж Эр”, был изобретен в Швейцарии. Его создатели с гордостью говорят, что даже спортивные машины могут гонять без ущерба для природы.