Ученые заметки.

Стань спасителем человечества

Интересно, доживем ли мы до тех времен, когда рак перестанут лечить, потому что всего одна таблетка в неделю избавит организм от угрозы возникновения опухолей?

Уже сегодня идет тестирование препарата олтипраз, который, как утверждают ученые, может предотвратить половину из существующих видов рака. Олтипраз стимулирует организм, заставляя его производить один из энзимов, нейтрализующих канцерогены.

Токсиколог Томас Кенслер (США) проводил свои исследования в Китае, где каждый десятый умирает от рака печени: почвы, на которых растет рис, богаты вредным химикатом афлатоксином. Кенслер давал олтипраз добровольцам в течение двух месяцев. И в их моче обнаруживалось в два раза больше нейтрализованного афлатоксина, чем у тех, кто принимал плацебо.

Пока таблетки не прошли всех испытаний, ученые советуют есть больше брокколи и брюссельской капусты: эти растения также стимулируют производство спасительных энзимов.

Кстати, принять участие в поиске лекарства от рака теперь может любой, у кого есть компьютер. Достаточно загрузить специальный хранитель экрана. Группа оксфордских ученых, авторов программы, позаимствовала идею у SETI (проекта поиска радиосигналов инопланетян с помощью скринсейверов). Они создали трехмерные модели четырех основных белков, способствующих возникновению рака. Программа методом подбора “выясняет”, какая из 250 миллионов молекул сможет образовать с этими белками прочное соединение. На это в целом требуется от 3 до 4 млн часов компьютерного времени.

Каждый пользователь, желающий помочь человечеству, получит по одному белку и 100 виртуальных молекул. Кликайте

В Бутане линяют йети

Эти пучки волос висели на кедре в бутанских лесах, пока не попались в руки любопытных ученых, сопровождающих группу документалистов из Англии. Вместе с другими клочками шерсти и лоскутами кожи, найденными в экспедиции, волосы приплыли в Оксфорд и подверглись генетическому анализу.

Потрясенный профессор Брайан Сайкс, специалист по генетике, сообщил: “Это не человек. И это не медведь. Я не знаю, кто это, хотя мне и не встретились неизвестные ДНК”. При том что все прочие находки, включая кожу, удалось легко идентифицировать.

А вот жители Бутана прекрасно знают, кто зацепился шкурой за кедр. Сонам Дендап, местный охотник на йети, утверждает, что существо часто ночует на том самом дереве. Местные жители зовут его Мигьюр. Один из очевидцев сообщил ученым, что это напоминающий обезьяну 3-метровый великан с красной мордой и носом, как у шимпанзе.

Может, и не врет. На дереве, кроме шерсти, были найдены следы когтей, а вокруг — свежие отпечатки ног с узкими пятками и подушечками на месте пальцев. Так что не исключено, что Бутан (страна, где запрещено телевидение, а жители обязаны носить только национальные одежды), называющий себя “Страной громового дракона”, станет “Страной косматого мигьюра”.

Запах женщины

Мужчина с ходу определит, может ли женщина зачать от него ребенка в ближайшую ночь, если как следует принюхается. Эксперимент, проведенный в Техасе, доказывает: в фертильный период женщины действительно издают особенные запахи. “Приятные” и “сексуальные”, как сказали мужчины, участники исследования. Им пришлось поочередно нюхать футболки, в которых одни и те же женщины спали в “опасные дни” и в конце цикла, в безопасный для зачатия период. Женщины не должны были пользоваться духами и дезодорантами, а также не есть продуктов с резким запахом (двоих “сняли с дистанции”, когда они поели пиццы и покурили).

Почти все футболки “фертильного периода” для мужчин пахли привлекательно, и наоборот — приятные запахи улетучивались, как только хозяйки футболок теряли способность к оплодотворению.

Конечно, по нюху искали себе подруг только совсем дикие предки. Сегодня смотрят на лицо, прическу и одежду. Кстати, по некоторым данным, в “опасные дни” женщины (у которых помимо запаха чуть меняется — светлеет — цвет кожи, а грудь выглядит симметричней) надевают свои самые бесстыдные юбки.

Папирус сгорел, но его все равно прочитали

Во время раскопок Геркуланума, города, погребенного под пеплом Везувия вместе с Помпеями 2000 лет назад, были найдены странные обуглившиеся палочки. При ближайшем рассмотрении палочки оказались свитками папируса. Но жар вулкана, вода, груды обломков так повредили свитки, что их не удавалось не только прочитать, но даже развернуть.

Чтобы узнать тайну свитков, ученые из университета Бригама Янга воспользовались технологией НАСА, с помощью которой до этого снимали планеты из космоса: мультиспектральным сканированием. Было сделано более 23 000 цифровых снимков папирусов. Оказалось, что большая их часть хранила труды выдающегося философа Филодема из Гадары, который жил в 110-30 гг. до н.э. На свитках были записаны редчайшие образцы критики знаменитым эпикурейцем своих оппонентов, а также единственная уцелевшая дискуссия о “Поэтике” Аристотеля.

История свитков из Геркуланума еще не окончена: большая часть города лежит под современным итальянским городом Эрколано. Археологи уверены, что где-то под Эрколано скрыта богатейшая древняя библиотека.

Вполне возможно, что каналы на Марсе проделала вовсе не вода, а жидкий диоксид углерода, считают американские ученые. Во-первых, потому, что большинство каналов находятся на южных возвышенностях, самой холодной части планеты, а там вообще не могло быть жидкой воды. И, во-вторых, каналы начинаются примерно на 100 м ниже вершин, в том месте, где давление и низкие температуры как раз подходят для образования жидкого CO2.

Компьютерные технологии и детальные фотографии применили английские ученые, чтобы восстановить облик окаменевших под слоем вулканической пыли ископаемых организмов. О существовании этих червей и моллюсков подозревали с начала 90-х, но узнать, как они в свое время (425 млн лет назад) выглядели, смогли только сейчас. Сделав множество снимков и создав трехмерные изображения каракатиц, ученые насчитали около 20 новых, до сих пор неизвестных видов древней фауны.

Кельты Ирландии — братья по крови гордым испанским баскам. Генетический анализ выявил, что Y-хромосомы кельтов и басков “почти неотличимы” друг от друга. Интересно, ущемит ли это открытие национальную гордость басков, которые прослеживают свое происхождение до каменного века и имеют славу самого обособленного и самолюбивого народа Европы?

УМНЫЕ ВЕЩИ:

В чем подкрасться к оленю

Чтобы заклеймить, привить или просто поймать оленя за рога, теперь не обязательно в совершенстве владеть маутом, оленьим “лассо”. Специалисты из Орла изобрели костюм, который поможет пастуху незаметно подобраться к пугливому животному. Все дело — в цвете. Ученые вычислили ту часть спектра, которую не может разглядеть глаз оленя, и на основе этой цветовой гаммы создали специальную одежду. _____