В пыль динозавров обратила не пыль.

Комета вернулась

В год, когда Туринская плащаница чудом уцелела в большом пожаре, — 1532-й — небеса посетила яркая комета. За год до этого и через год после над Землей пролетели две другие хвостатые звезды. Верующие решили, что они символизировали святую троицу…

Возможно, что одну из этих комет мы можем наблюдать своими глазами: дождитесь, когда пройдет час после захода солнца, и отыщите над горизонтом в северо-восточной части неба пока еще неяркое пятнышко.

Комету C/2002 С1, самую заметную гостью на нашем небе со времен кометы Хейла-Боппа, одновременно открыли 1 февраля любители астрономии из Японии и Китая. Поэтому она получила двойное имя Икея-Чанг. Это долгопериодическая комета — почти 500 лет назад она уже показывалась в окрестностях Солнца, и уже тогда за ней наблюдали с помощью специальных приборов. Один из них запечатлен на гравюре известного немецкого астронома Петра Апиана; именно ему принадлежит наблюдение, что хвост кометы всегда направлен в противоположную от Солнца сторону.

Хвост у вернувшейся к нам Икея-Чанг почти не виден: возможно, чуть позже, когда 28 апреля комета приблизится на максимальное расстояние к Земле (60,5 млн км), его можно будет разглядеть в бинокль (вообще длина хвоста составляет около 10 диаметров Луны), но уже в утренние часы.

Капля неандертальца есть в каждом

Новый анализ человеческой ДНК показал, что первые люди дважды массово мигрировали из Африки: полмиллиона и 100 тысяч лет назад. Мало того, по тому же исследованию, мигранты не воевали с местными жителями, а занимались с ними любовью…

Данные биолога Алана Темплтона из университета Сент-Луиса противоречат стандартной теории “все мы родом из Африки”, поскольку никто никого не вытеснял, а значит, никто и не вымер. По крайней мере, полностью. И у современного европейца есть по нескольку генов от неандертальцев Европы и западной Азии, а у азиата — от человека прямоходящего.

Вселенная почти бела

В январе было торжественно заявлено, что настоящий цвет нашей Вселенной — нечто среднее между бледно-бирюзовым и умеренно-аквамариновым. Ученые из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США) обнаружили этот космический цвет, скомбинировав свет более чем 200 тысяч галактик, находящихся в пределах двух млрд световых лет от Земли.

Но в компьютерной программе, которую использовали для конвертации космического спектра в цвет, воспринимаемый человеческим глазом, произошла ошибка. Так что цвет Вселенной — не голубой, не зеленый, а почти белый. Точнее, бежевый, как сливочный крем.

Кстати, с самого начала информация о “цвете Вселенной” была всего лишь занимательным дополнением к серьезной научной статье о рождении звезд. Но, как водится, попала на центральные страницы газет — потому и ошибка кажется такой дурацкой.

В пыль динозавров обратила не пыль

Падает астероид, поднимается туча пыли, начинается “ядерная зима”, меняется климат, вымирают динозавры… Эта самая популярная теория гибели динозавров нашла очередного оппонента: доктор Кевин Поуп считает, что количество пыли заметно преувеличено учеными. От удара, конечно, сильно пострадал район падения, но за его пределами фотосинтезу ничто не мешало.

А вот когда в месте столкновения астероида с Землей начались пожары, распространившиеся повсюду, и из почвы и твердых пород выделились сульфатные аэрозоли — царству гигантских рептилий пришел конец.

Мы дышим кожей?

По новому исследованию, в действительности наша кожа получает кислород из атмосферы, а не из крови. Немецкий дерматолог Маркус Стеккер заявляет, что воздух насыщает кислородом не только верхний слой (эпидермис), но и слой подкожный, где находятся потовые железы и корни волос.

Это значит, что может измениться подход к лечению кожных заболеваний. Получение кожей кислорода из воздуха очень важно, например, во время псориаза и экземы, при которых происходит чрезмерное деление клеток. Теперь понятно, почему больным помогает полное закрытие пораженного участка кожи: кислород усиливает клеточное деление.

Китайцы успели первыми!

Английский историк и специалист в области картографии, а в прошлом капитан подводной лодки королевского ВМФ Гавин Мензис владеет информацией, от которой Христофор Колумб, Джеймс Кук и Фердинанд Магеллан могли бы перевернуться в гробу. За 14 лет он собрал письменные и картографические доказательства того, что Колумб, открывший Америку в 1492-м, на самом деле следовал по следам китайской экспедиции, которая побывала на континенте 72 годами раньше. А Австралия появилась на китайских картах за 337 лет до того, как в 1770 году капитан Кук открыл ее для Британской империи. Наконец, целый флот китайских парусников совершил кругосветный вояж за сто лет до знаменитого путешествия Фердинанда Магеллана.

По словам Мензиса, все открытия были совершены китайским флотом под командованием адмирала Жень-Хе, который в начале двадцатых годов пятнадцатого века покинул берега Китая ради поисков сокровищ. Корабли, достигавшие тысячу футов в длину и насчитывавшие примерно по пятьсот человек экипажа, были лучшими в то время, а сам флот — крупнейшим в мире.

Ориентируясь по звездам, китайский флот совершил кругосветное путешествие. В числе свидетельств — записи и карты, сделанные во время этой экспедиции, в том числе карты, составленные в 1434 году венецианским купцом Николо да Конти, который сам совершил это историческое плавание на одном из китайских кораблей. Он написал, что отплыл из Китая и достиг “большой суши” на юге — Австралии. На других картах, составленных китайскими офицерами во время экспедиции, изображена Америка, мыс Доброй Надежды и Магелланов пролив.

Не дурнее обезьян

Венгерский психолог Георги Гергели утверждает: младенцы умнее, чем кажутся. Годовалые дети не просто слепо копируют взрослых — но учатся тому, что сами считают логичным.

В 80-х годах один американский ученый ставил такой эксперимент: на глазах у 14-месячных детей он включал свет, нажимая на выключатель головой. Две трети детей потом полностью скопировали его действия. Из этого ученый сделал вывод, что дети человека, в отличие от обезьяньих, просто перенимают поведение взрослых.

Гергели повторил эксперимент, но в половине случаев взрослый закутывался в шаль, поддерживая ее изнутри обеими руками, а в другой половине случаев руки лежали на виду, на столе.

Выяснилось, что две трети младенцев скопировали поведение взрослого — но только в тех случаях, когда его руки были на виду (то есть явно незанятыми). Только пятая часть из них смогла нажать головой на выключатель, наблюдая за взрослым, руки которого были заняты.

По мнению Гергели, младенцы рассудили, что если взрослый нажимает головой на выключатель, оставляя при этом руки свободными, значит, это должно быть наилучшим способом. Но если он пускает в ход и руки, тогда почему он должен еще и использовать голову, решили дети и не повторяли это действие.

По мнению ученого, младенцы копируют взрослых, но основываясь на том, рационально это или нет.

Место контакта — Башкирия

Плита толщиной 16 см, размерами метр на полтора, с трехмерной картой местности и изображениями неведомых гидротехнических сооружений, покрытая слоем белого фарфора, — сама по себе странная находка. Но то, что часть рисунка на карте выложена раковинами моллюска, который вымер 50 млн лет назад, придает ей статус уфологической сенсации.

Плита обнаружена при раскопках в окрестностях деревни Чандар в Башкирии совместной российско-китайской экспедицией. Ученые Башкирского университета утверждают, что такую карту местности можно было нарисовать только с помощью аэрофотосъемки.

Кстати, не подумайте, до первого апреля еще две недели…

АШ дух захватывает!

Наше водородное будущее

Нас ожидает очень простое будущее. Такое простое, что даже самый отъявленный гуманитарий сможет в два счета понять его химическую структуру и запомнить название: Hydrogenium, H (аш), водород.

Химический элемент VII группы периодической системы Менделеева, газ без цвета и запаха с атомным номером 1 и атомной массой 1,0079. Самый первый, самый легкий и самый распространенный элемент во Вселенной. Тот, что составляет (в ионизированном состоянии) 70% массы Солнца и звезд. Тот, что вместе с кислородом образует воду. Тот, что используется при производстве аммиака и превращает масло в маргарин. Тот, что применяется при сварке и резке металлов и поднимает воздушные шары. Тот, что может стать экологически чистой энергией для наших машин, домов, сотовых телефонов и даже слуховых аппаратов!

“Представьте себе автомобили, которые извергают не выхлопные газы, а… водные пары, ведь они работают на водороде. Представьте себе ОПЕК, которая осталась не у дел, поскольку нефть больше никому не нужна и цена на нее упала до пяти долларов за баррель. Представьте будущее без экологических катастроф вроде глобального потепления и без отключения энергии. Представьте водородное будущее!” — дразнит воображение Амори Лавинс, американский ученый, призывающий использовать в качестве основного источника энергии водород.

Вообще-то эта идея отнюдь не нова. Еще в 1839 году Уильям Роберт Гроув, высоколобый джентльмен из Оксфорда, провозгласил: “Если электричество расщепляет воду на водород и кислород (речь об электролизе. — Е.С.), то слияние этих элементов должно вырабатывать электричество!” Именно Гроув построил первый топливный элемент — устройство, которое как раз использует водород и кислород для выработки электроэнергии. Несколько позже идею “водородного топлива” подхватил Жюль Верн — в его романе “Таинственный остров” (1875 год) герой-инженер говорит о том, что, когда запасы ископаемого горючего истощатся, “вода станет работать в качестве топлива, а составляющие ее водород и кислород, используемые вместе или по отдельности, станут неиссякаемым источником тепла и света с такой отдачей, на которую уголь просто не способен”.

Верн знал, о чем писал. Водород содержит столько энергии, сколько нет ни в каком другом химическом элементе, в том числе в углероде, который входит в состав угля, природного газа, нефти. К тому же исторический выбор топлива — от дров и угля до нефти, бензина и метана — идет по пути отказа от углерода, так как последний — “дым без огня”, он чадит, добавляет (костру, к примеру) объем, но не добавляет тепла, энергии. И в этом смысле водород — единственное из известных горючее вообще без углерода — логическое завершение пути. Так что нет ничего удивительного в том, что НАСА — начиная с 60-х годов ХХ века — использует для обеспечения электроэнергией своих космических станций именно топливные элементы, подобные тому, что был когда-то сооружен высоколобым джентльменом Гроувом. Эти топливные элементы дешевы в изготовлении, очень легки (у них прекрасное соотношение масса/вольтаж), а плюс к тому астронавты запросто могут пить их основной “побочный продукт” — чистую воду.

Но вот на Земле использование “водородной энергии” пока не столь распространено. Сам водород, конечно, производится (в основном посредством расщепления метана паром под высоким давлением) и пускается в ход: ежегодно миллиарды (!) кубометров газа уходят на такие промышленные нужды, как очистка нефти или производство растительного масла, но… Но автомобили до сих пор ездят на бензине. По мнению Амори Лавинса, это ситуация в стиле “уловки-22”: никто не намерен выстраивать инфраструктуру по производству и распространению водорода до тех пор, пока не будет, к примеру, достаточного количества автомобилей, работающих на газе, но никто не намерен и производить автомобили на водороде, пока… не будет построена соответствующая инфраструктура.

Есть ли выход из замкнутого круга? По словам Лавинса, да, есть, и выход этот — здания. Гигантские офисные небоскребы, потребляющие в одной только Америке 65% всей производимой в стране электроэнергии и тратящие на нее по миллиону долларов ежегодно. Что, если установить в каждом таком здании по топливному элементу? Что, если перевести все оборудование в офисах — от компьютеров до кофеварок — на энергию водорода? Тогда и автомобили постепенно перейдут с бензиновой “диеты” на водородную, ведь офисным служащим станет выгодно иметь машины на водороде: приезжаешь на работу, ставишь автомобиль на стоянку и — подключаешь его к корпоративному топливному элементу, чтобы заряжался в течение рабочего дня. Ну а вечером, вернувшись домой, используешь накопленный машиной водород в качестве энергии для домашних нужд. Дешево и удобно. “Стоит начать хотя бы с нескольких офисных зданий — и со временем все в этом мире будет питаться энергией водорода!” — уверен Лавинс.

Конечным же пунктом триумфального водородного шествия, по мнению ученого, станет даже не тотальное распространение топливных элементов, а строительство и использование солнечных и ветряных батарей. Эти батареи в солнечные или ветреные дни будут накапливать энергию, хранить ее в виде водорода (разумеется) и питать ею все вокруг, в том числе и тотально распространенные топливные элементы. И вот тогда уж точно: да здравствует водородное будущее!