В поисках Ноева ковчега-1.

Гора, которая спасла мир

В восточной Турции, неподалеку от границ с Ираном и Арменией, высится покрытая вечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря всего 5156 метров, рядом с тибетскими восьмитысячниками несерьезная цифра. Однако уже не одно тысячелетие она является знаменитейшей горой планеты. Это Арарат.

Те, кто выходят на заре полюбоваться Араратом, не забывают внимательно осмотреть оба сверкающих пика: не виден ли где на их склонах силуэт громадного корабля…

Вот уже две тысячи лет христиане уверены, что именно к этой горе причалил Ноев ковчег. В иудейской вере Арарат начали поминать гораздо раньше. Сказание о ковчеге донесли до нас шумерские и вавилонские таблички, в которых, правда, вместо Ноя употреблялось трудное для запоминания имя Ут-Напиштим. Исламские легенды тоже повествуют о Ное (Нухе) и его громадном корабле. Только место его стоянки в горах арабы называют Аль-Джуд (Вершины).

Мысль о том, что некий корабль может многие тысячелетия пребывать на вершине высокой горы, не так уж невероятна. Мифы о грандиозном наводнении, которое уничтожило все достижения прошлой цивилизации, не лишены основания. И ковчег, принесенный на вершину разгулявшейся водной стихией, мог остаться там во вполне сохранном состоянии, попав в ледовый плен. Между двумя пиками Арарата медленно сползают вниз мощные ледовые языки. В их толще достаточно холодно для того, чтобы сохранились сооружения из толстых бревен, которые были “просмолены тщательно снаружи и внутри”.

И от яда, и от безответной любви

В античные времена и в средневековье сохранность Ноева ковчега принималась без каких-либо сомнений. О том, что на Арарате видно нечто похожее на корабль, рассказывали те, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжал по Анатолийскому плоскогорью. Некоторые даже приобретали изготовленные из обломков ковчега амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.

Беросс, вавилонский летописец, в 275 году до нашей эры писал о “корабле, который приплыл в Армению и опустился на грунт”. Такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий (1 год н. э.): “Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. Там люди собирают смолу для изготовления амулетов…”

В последней трети XV века проезжал мимо Арарата знаменитый Марко Поло. В его книге “Путешествия венецианца” написано: “В Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда забраться, потому что снег никогда не тает”.

Многочисленные путешественники, описывая Арарат, не отваживались сами совершить восхождение, чтобы узреть священный ковчег. И не только из-за крутизны скал.

Францисканский монах Одерих докладывал Папе в Авиньон в 1316 году: “Люди, живущие там, рассказывают, что никто не забирался на гору, так как это могло не понравиться Всевышнему…”

Под защитой Всевышнего

Легенда о том, что Бог не позволяет людям тревожить ковчег, жила вплоть до нашего века. Немецкий естествоиспытатель доктор Фридрих Паррот, профессор Дерптского университета, предпринял в 1829 году первое официально задокументированное восхождение. Он писал о своих проводниках: “Они все были твердо убеждены, что ковчег лежит на вершине Арарата до нынешних дней и что ни один человек не должен к нему приближаться”.

Доктор Герман Абих, тоже немец и профессор минералогии Дерптского университета, восходил на Арарат в 1845 году. Эта экспедиция нашла только огромные отпечатки — следы на ледниках и возле самой вершины горы, будто оставленные днищем сползавшего корабля. И обработанные человеческими руками почерневшие деревянные балки в местах, где деревьев днем с огнем не сыскать.

Исследователи XIX века единодушно решили, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые вмерзли в один из ледников.

Их экспедиции возродили интерес к тайнам, укрытым на горе. Появились сообщения о богомольцах, направивших свои стопы на поиски святой реликвии, о пастухах, гонявшихся за заблудившимися животными, и о людях, собиравших деревянные части и смолу с ковчега. Подобные рассказы тщательно собирались как свидетельства чудес Господних. Тогда многие были уверены, что, поднявшись высоко на гору, не избежать болезни, а то и смерти. О причинах этого — разреженном воздухе, низком давлении, выбросах вулканических газов — они, конечно, не знали. И списывали все на гнев Божий.

После землетрясения и извержения 1840 года на нижнем конце Черного ледника, плотно покрытого слоем темной вулканической пыли, возникла глубокая расселина глубиной около 280 м, названная Ахорской пропастью. На дне ее скапливаются талые ледниковые воды. Возможно, ковчег, целые века пролежавший открыто на горе и доступный взглядам путешественников и пастухов, оказался разрушен этим катаклизмом. А может, ледник аккуратно накрыл его своим языком и спрятал от любопытных глаз.

Что нашли турки?

Поразившее мир сообщение турецких властей о найденной части ковчега было опубликовано только в 1883 году. То есть после целого ряда землетрясений. Турецкие чиновники, среди которых находился также атташе британского посольства в Константинополе, в 40-х годах ревизовали разрушения, принесенные катастрофой 1840 года, и наткнулись на некое громадное сооружение.

Коричневого цвета мощные балки торчали из ледника. Участники комиссии определили на глаз размеры объекта: высота — 17 м, длина — около 180 м. Им удалось проникнуть только в три довольно больших внутренних отсека, поскольку все другие помещения были заполнены льдом. Но дальнейшие исследования объекта прекратили, ибо нависший громадный язык ледника грозил обрушиться в любое мгновение.

С большим опозданием доклад о находке появился сначала в константинопольских изданиях, а позже в британской газете “Профетик мессенджер”. Однако вместо того чтобы побудить ученых и археологов к поиску ковчега, сообщение комиссии послужило основой для оттачивания пера борзописцев. В “Чикаго трибьюн” сообщалось, что местным жителям это огромное сооружение известно уже давно, однако они не рискуют к нему приближаться, “так как видели, как какое-то страшное привидение выглядывало из окна”. А в “Нью-Йорк Уорлд” даже пообещали, что вскоре “инженеры турецкой комиссии, проникшие в третий отсек ковчега, обнаружат там оригинал вахтенного журнала Ноя и его сыновей…”

Так бы и ехидничали до сих пор, если бы во время Первой мировой войны не произошло очень важное событие.

Под крылом самолета — странный объект!

Летом 1916 года экипаж лейтенанта Росковицкого на разведывательном самолете императорских военно-воздушных сил пролетал над Араратом. У летчиков было конкретное задание: контроль передвижения турецких военных отрядов возле российских границ. В одной из расселин они заметили полузамерзшее ледниковое озеро. В том месте, где из него вытекал ручей, Росковицкий разглядел остов громадного корабля, накрененный на один борт.

В статье, написанной им в 1939 году для калифорнийского журнала “Нью-Иден мэгэзин”, читаем: “При ближайшем рассмотрении объект оказался таким длинным, что его легко можно было принять за линкор. Он наполовину находился под водой”.

Вернувшись на базу, Росковицкий доложил начальству о неожиданном открытии. Донесение было немедленно отправлено в Петроград. Получив его, царь распорядился послать на Арарат исследовательский отряд. С большими трудностями исследователи через месяц добрались до ковчега. Они тщательно обмерили его, сделали чертежи основных узлов, сфотографировали полностью и по частям. Доклад комиссии, результаты обмеров и фотографии были отправлены царю со специальным курьером. Но получил ли их Николай II? Ведь это был февраль 1917 года. Ходили слухи, что документы попали в руки Льва Троцкого…

Похоронить как очередную утку эту историю нельзя, поскольку имеются и другие свидетельства солдат и офицеров царской армии. Полковник Александр Коор также знал о работе поискового батальона, в которой принимал участие его друг, фельдфебель Руянский. Фельдфебель рассказывал, что отряд нашел у кромки ледникового озера громадный корабль, лежавший частично под водой. Внутренние помещения корабля были разделены на отсеки, а на дощатом полу были видны следы ржавчины.

Нашлись свидетели и среди курдов. Опрошенные Ч. Берлицем в 1985 году, они рассказывали о том, что русские военные возле озера Кюп на Агри-Дагхе обнаружили Ноев ковчег. Это открытие русские ознаменовали криками “ура”, выстрелами из ружей и револьверов и распитием спиртного. Ковчег, по их мнению, и сейчас лежит на том же месте.

За последние 50 лет предпринимались многочисленные одиночные и групповые законные и незаконные попытки подняться на Большой Арарат и найти то, что осталось от Ноева ковчега. Но политика местных властей, погодные условия, отсутствие средств, личные амбиции и недостаточная подготовка членов экспедиций не позволили никому добиться успеха. Самые стойкие из “ковчегофилов” надеются, что Турция когда-нибудь начнет серьезные научные изыскания.

Ищите, Шура, ищите…

Странно, конечно, что ковчег до сих пор не найден. Но разве мало других — столь же маловероятных — слухов о далеком прошлом только спустя тысячи лет получили подтверждение? Так, имелись многочисленные легенды о Трое и бессмертная “Илиада” Гомера, но человечество привыкло считать Троянскую войну придумкой древних греков. И только Шлиман поверил в эту сказку, начал активные раскопки и действительно нашел разрушенную многолетней войной легендарную Трою. И древние города Месопотамии, покоившиеся под песчаными холмами в пустыне, удалось обнаружить только благодаря рассказам арабских кочевников о том, что на этих холмах попадаются обломки кирпича и черепицы. Почти полностью сохранившиеся римские поселения Геркуланум и Помпея, 1500 лет тому назад засыпанные вулканическим пеплом, раскопали лишь в прошлом веке.

Значит, не сбор слухов, документов и рассказов очевидцев, а организация серьезной экспедиции, снабженной всем необходимым современным оборудованием включая радары, сможет дать окончательный ответ на вопрос, есть ковчег на Арарате или мы его придумали.

Валентина БОГОМОЛОВА 

Мой блог находят по следующим фразам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.