Домовой-1. Кто в доме хозяин?

Сегодня у нас в рубрике — сказки про домовых. А сначала немного о серьезном. Очередном небесном пугале и покушении на мировой хаос.

Кузька, Добби и все-все-все

На Гавайях их называют “менахуны”, в Испании — “дуэнде”, в Англии — “фейри”, белорусы почитают “хатников” и “падпечков”, поляки — “хованцев” и “выгорищ”, чехи — “скржитеков” и “рарашеков”, в домах у финнов живут “кодин-халтья”, у датчан — “кобольды”, в вигвамах у североамериканских индейцев водятся “шводы”, в камбоджийских хижинах — “араки”, а у украинцев заправляет “хатнiй дiдко”. В Непале считают, что их приходится по двенадцать штук на каждого члена семьи. В Шотландии верят, будто они ходят в коричневых одеждах, а потому и называют их “брауни” (braun — коричневый).

Духи дома… Шкодные, конечно. Вещь какую или сахара кусок стащить, коню гриву в колтун свалять да загнать того коня до смерти — это их хлебом не корми! Зато если покормишь хлебом, то и по дому управятся, и тому же коню гриву расчешут, и пиво сварят, и от пожара упасут, и доктора приведут, если у бабы роды начнутся, и даже… роман напишут! Писатель Роберт Льюис Стивенсон утверждал, что именно домовые нашептывают ему, спящему, сюжеты произведений. А в источниках XII-XIII веков упоминается домовой, который… велеречиво разглагольствовал на религиозные и церковные темы. Этого духа звали Малекин, он жил в графстве Саффолк (Англия), в доме священника Осборна де Брадуэлла, и, строго говоря, это был не он, а она: Малекин являлся в виде маленькой девочки, одетой в белую рубашку. Поговаривали, будто бы раньше девочка была самой что ни на есть настоящей, из плоти и крови, но феи украли ее у матери и превратили в дух. С тех пор дух скитался по дому Осборна де Брадуэлла и разговаривал со слугами на просторечном саффолкском диалекте, а с самим священником вел церковные диспуты на чистейшей латыни.

Кстати, о латыни и латинянах. Древнеримские духи дома — лары и пенаты — тоже ведь домовые! Изначально, впрочем, лары почитались как духи умерших предков, которых, по древнеримским традициям, хоронили прямо во дворе дома. Пенаты же первоначально были божествами кладовых, ответственными за сохранность съестных припасов. Но затем и те, и другие трансформировались в хранителей и покровителей дома и семьи. Недаром ритуалы поклонения этим духам связывали с ритуалами поклонения Весте, богине семьи и домашнего очага. Но помимо “пенатес фамилиарис” (домашних пенатов) существовали еще и “пенатес публиси” (общественные пенаты) — покровители всего Древнего Рима, а также лары — хранители тех или иных провинций, границ, дорог и т. д. И поклонение им почиталось делом “государственной важности”: отправлением культа ведали ни много ни мало… главы городов и провинций, в честь ларов границ и перекрестков дорог без счета воздвигались алтари и часовни, а раз в год, после зимнего солнцестояния, устраивалось посвященное ларам и пенатам празднество — Компиталии. К участию в нем, к слову, допускались и свободные граждане, и рабы: Компиталии были самым демократичным праздником Древнего Рима, и, может быть, поэтому они, а значит, и лары с пенатами, были столь популярны и любимы.

Друг сердечный, домовой запечный

В переносном смысле слово “пенаты” означает, как известно, родной дом, домашний очаг. Именно у очага, у огня, по поверьям многих народов, ютились домовые. Во-первых, тепло, а тепло домовые очень даже уважают, во-вторых, руку протяни — стащишь пекущееся в печи печенье, ну а в-третьих, печная труба для домовых — выход из дома на прогулку и, соответственно, вход в дом. Кстати, не от домовых ли взял манеру попадать в дом через печную или каминную трубу Санта-Клаус?

Горе тому хозяину, кто не пустит домовенка у печки понежиться! Домовые — существа, конечно, незлые. Но только, если их не злить. В противном случае они и осерчать могут! Брауни, к примеру, разгневавшись, вымазывают стены сажей, а английские фейри и вовсе насылают на людей паралич, ревматизм, рвоту, понос и прочие пренеприятности.

Вот почему во всех культурах, где есть вера в духов дома, есть и ритуалы почитания этих мифических существ. За многие века люди создали своего рода “Свод этических норм и правил, о которых следует помнить, вступая в контакт с домовыми”. В Западной Европе, например, где домовые на редкость гордые и обидчивые, никогда не критикуют их работу, какой бы скверной она ни была. Но и не захваливают их, не оставляют для них еды вкуснее, чем положено (а положены: медовая коврижка да стакан сливок), — иначе домовые подумают, что им льстят, что их хотят подкупить, и, обидевшись, сбегут из дома. Кроме того, в Европе ни в коем случае не дарят духам дома одежду, потому что они воспринимают это как указание покинуть жилище. Как тут не вспомнить уморительного приятеля Гарри Поттера, домовика Добби, который удрал от своих хозяев, семейки Малфоев, когда те швырнули в него носком?!

Кое-где домовым приносили даже самые что ни на есть жертвы. Так, во многих странах при строительстве нового дома под его углами заживо хоронили животных и даже людей (угловые комнаты и квартиры до сих пор считаются приносящими счастье). В Боливии и сейчас в угоду духам дома под фундаментами новых домов зарывают… что бы вы думали?.. еще не рожденный, вырезанный из чрева матери, плод ламы. Нечто похожее, кстати, существовало и на Руси: при строительстве дома под его восточным углом (тем, что с принятием христианства стал “красным”) закапывали череп коня или быка. Правда, эта так называемая “строительная жертва” приносилась не домовому, а… деревьям, которые пришлось срубить, чтобы построить дом.

А у вас суседушка или некошна?

“Бог ударил кремнем о кремень — посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремнем о кремень — посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы”. Такую пословицу приводит В.И. Даль.

У русского человека отношения с домовым, мягко говоря, сложные. А и вправду! Кто таков — непонятно: то ли дух предка, защитник и помощник, то ли дьявольское отродье, пакостник. Как выглядит — тоже неясно: старичок не старичок, кошка не кошка или иной какой зверь, а может, и двойник хозяина дома. Даже как называть домового, толком не знали. Одни считали, что звать-величать его следует только по имени — оно у каждого домового свое. Другие, напротив, уверяли, что дух на имя злится, и придумывали эвфемизмы: дедко, хозяин, доможил, доброхот, суседушка, кормилец, батанушка, сам, а коли не ладит с хозяином — некошна.

Говорили про домового всякое. Будто он — начальник над всеми прочими домашними духами: овинником, сарайником, банником, кикиморой запечной, куричьим божком из курятника и жировиком-лизуном, который все больше около снеди отирается и, будучи в дурном настроении, может сожрать все продукты. Еще говорили, дескать, домовой не терпит ветряные мельницы, зеркала, козлов, ссоры, нарушение традиций и тех, кто спит около порога, а также осуждает девушек и женщин, которые ложатся спать голыми. Люди верили, что младенцы видят домового беспрепятственно, что у бедняков домовой — лысый, а у богачей — покрыт шерстью, что свой домовой враждует с домовым соседским и что по ночам домовой тому, кто ему нравится, расчесывает и завивает волосы, а того, кого не жалует, колотит. А еще у русского домового имеются даже… свои именины! Так что 10 февраля — не только день смерти Пушкина, не только именины всех Ефремов, Исааков, Феодосиев, но и его, домового, именины тоже. В этот день домовому — воля. Он глумится и проказничает, сколько хочет, и унять его можно только лаской: на Руси в этот день специально для домового варили кашу, ставили ее, а также мисочку с молоком на загнетке печи и приговаривали: “Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!” А еще в этот день ни в коем разе не убивали живущих в доме насекомых: ни клопов, ни сверчков, ни даже тараканов. Иначе, считали, домовой обидится. В наши дни поверий (равно как и суеверий), связанных с домовыми, не стало меньше. Напротив! Считается, к примеру, что в многоэтажках домовые отчего-то предпочитают шестые этажи. И что питаются эти духи, оказывается, человеческими эмоциями, самая “вкусная” из которых — страх, потому и стращают людей! А разные парапсихологи, силясь хоть как-то разъяснить феномен, еще пуще наводят “монтень на плетень”. Пишут, например, что домовые — это совокупность энергоинформационных полей всех членов семьи и квартиры, в которой семья живет.

Евгения САВИНА

Мой блог находят по следующим фразам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.